Урал в древних легендах
Рассказы античной древности о северных землях - Урале и Сибири относятся к тому далекому времени, когда эта местность была весьма мало известной.
По свидетельству древнегреческого историка Геродота (V век до н. э.), широко использующего мифы и легенды:
«...у подошвы высоких гор живут люди от рождения плешивые, плосконосые, с продолговатыми подбородками, имеющие свой особенный язык. А что находится выше этого народа - никто не знает. Путь пресечен высокими горами, через них никто не может перейти. Плешивцы рассказывают ...будто на горах живут люди с козьими ногами, а за ними - другие, которые спят шесть месяцев в году».
Цит. по кн.: М. П. Алексеев.
Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и писателей XIII - XVII вв.
- Иркутск, 1932. - Т. I. Введение. - С. XX - XXI.
Есть основания предположить, что объектом этих сведений были уральские земли. Торговые связи античного мира с древней уральской землей выяснены. Еще греческий писатель Аристей Проконесский (VII век до н.э.) описал путь торговых караванов с юга на север - от берегов Черного моря, вдоль течения Волги и Камы, через Урал около будущего Екатеринбурга (Свердловска), дальше в восточную и южную Сибирь. Сведения античных легенд подтверждаются более поздними источниками: историки и географы начала XVI века - Минстерус в «Космографии» и Алаус Магиус в «Описании северных земель» упоминают о живущих там одноглазых и одноногих людях. Весьма любопытные сведения содержатся в рукописной русской статье XV века «О человецех незнаемых на восточной стороне и о языцех розных», в ней продолжается древняя традиция легендарных рассказов о малоизвестных народах и землях в северной части света:
«...по пуп люди мохнаты до долу, а от пупа вверх - как и прочие человеци... ...а коли едят, и они крошат мясо да рыбу да кладут под колпаки или под шапку, и как почнут ясти, и они плечима движут вверх и вниз... ...живут в земле... ходят по подземелью... день да нощь со огни...»
Цит. по кн.: А. Титов. Сибирь в XVII в.:
Сборник старинных русских статей о Сибири и прилежащих к ней землях. - М., 1980. - С. 4 - 6.
Такими предстают в средневековых легендах жители Северного Урала и Зауралья. В наши дни в разных районах Уральского края еще бытуют порою эти традиционные мотивы. Легенды большею частью поддаются реалистическому толкованию. Так, сюжет об умирающих на зиму (т.е. засыпающих) людях, по объяснению Адама Олеария (XVII век), связан с тем, что зимой северные народности скрывались в юртах и сообщались ходами, вырытыми под снегом. Раскопки нового времени подтвердили это. Известный тобольский краевед Р. Г. Игнатьев в 70-х годах XIX века раскопал курган в Куртамышском районе и обнаружил особую планировку построек земледельцев эпохи бронзы: они находились в земле, на глубине метра, и соединялись переходами туннельного типа.
М. П. Алексеев справедливо объясняет мотив необыкновенного, даже чудовищного вида людей (мохнатые, волосатые) впечатлением от характерной меховой одежды северных жителей. Таким образом, и легендарных, баснословных сведениях, уходящих истоками в первое тысячелетие до новой эры, содержались правдоподобные представления. Они переплетались с фантастикой, причем последняя в то время доминировала, придавала легендарность рассказам. Для познания удивительной далекой северной земли были привлечены и легенды, сопровождавшие культ греческого Диониса или египетского Озириса. - божества умирающей и воскресающей природы. «Прикрепившись» к Уралу и Зауралью, они конкретизируются: засыпающие на полгода люди живут в области Лукоморья, на горах, за Обью. Применительно к северным землям определенно указан и период засыпания: с 27 ноября по 24 апреля. Разными, порою очень сложными путями распространялись древние легенды об Урале и его населении. Различным было и сочетание традиционного и нового в их содержании. В самом раннем известии об Урале в русских летописях (под 1096 годом) содержится легендарный рассказ о немой меновой торговле. Он был услышан новгородским юношей, посланным новгородцем Гюрятой Роговичем в Печору к людям, которые платили дань Новгороду (с XI века и до XVI), от югры - зауральских единоплеменников вогул - манси. Таким путем рассказ попал на новгородскую землю. Сообщенный же Гюрятой князю Владимиру Мономаху вошел в его «Поучение», став достоянием «Повести временных лет».
Дивное чудо мы нашли, о котором не слыхивали раньше, а идет этому уже третий год:
«...есть горы, упирающиеся в луку морскую, высотою как до неба, и в горах тех стоит крик великий и говор, и кто-то сечет гору, желая высечься из нее; и в горе той просечено оконце малое, и оттуда говорят, и не понять языка их, но показывают на железо и делают знак руками, прося железа; и если кто даст им нож или секиру, они в обмен дают меха...».
Здесь и далее цит. по кн.: Повесть временных лет.
По Лаврентьевской летописи 1377 года. - М.; Л., 1950.
Необычный образ жизни древних поселенцев Урала - живут в земле, засыпают на полгода; живут в горах, стремятся высечься, выбраться - поражал русских людей. Князь Владимир Мономах объяснил это непонятное явление с помощью легенды античных времен о людях, «заклепанных» Александром Македонским в высокие горы в северных странах:
«Александр, царь Македонский, дошел в восточные страны, до моря, называемого солнечным местом, и увидел людей нечистых из племени Иафетова, и побоялся, как бы они не размножились и не осквернили землю, и загнал их в северные страны в горы высокие и по повелению божию сомкнулись за ними горы великие, только не сошлись горы на 12 локтей и воздвиглись ворота медные и покрылись сунклитом (Сунклит - синклит - легендарный состав, предохраняющий от разрушения огнем и железом.). Сунклит же не берет ни огонь, ни железо. Только в последние дни света выйдут эти люди из горы».
В легенде о немой меновой торговле продуктом обмена являются меха, пушнина. Эти реалии придают рассказу урало-сибирский колорит, который ощущается и в другом легендарном послании - о «белках молоденьких» и «оленъцах маленьких», выпадающих из тучи на землю:
«Когда я пришел в Ладогу, поведали мне ладожане, что... живы еще старики, которые ходили за Югру и Самоядь и видели сами в северных странах, как спустится туча, и из той тучи выпадут белки молоденькие, будто только что родившиеся, и, выросши, расходятся по земле, а в другой раз бывает другая туча, и из нее выпадают оленьцы маленькие и, выросши, расходятся по земле. Этому у меня есть свидетель посадник Павел Ладожский, и все ладожане. Если же кто этому не верит, пусть почитает Хронограф. В царствование Прова во время дождя из тучи великой пшеница с водою многою смешанная попадала, которую собрав, засыпали в закрома большие. Так же при Аврелии серебряные крупинки упали на землю, а в Африке три камня упали громадных... В царствование... Феоста в Египте упали клещи с неба, и начали египтяне ковать оружие, а до того они палицами и камнями бились».
Новгородцы, бывая на Северном Урале и в Зауралье и уезжая оттуда с богатой пушниной, охотно рассказывали традиционную для северных народностей легенду о падающих с неба белках. Немало ходило рассказов о золотом богатстве малоизвестной земли, в которой «боги из чистого золота»: «При устье Оби в области Обдоре стоит идол Золотая баба, или Золотая старуха: (то статуя в виде старухи, которая держит в утробе сына, и уже виден там еще ребенок, ее внук».
Цит. по кн.: О человецах незнаемых на восточной стране... - С. 31.
Наряду с легендарными рассказами, пришедшими из XI - XII веков, бытовали в XV - XVI веках реалистические повествования о изобилии мягкой рухляди в одежде: «...а платье носят соболие, а товар их соболи... А носят платие соболие и рукавицы и ноговицы, а иного платиа у них нет, ни товару никоторого; а соболи ж у них черны велми и великы; шерсть жива соболи по земли ся волочит».
Цит. по кн.: А. Титов. Сибирь в XVII веке. - М., 1890. - С. 3,5.
Теперь меха дороги, а было время, они были дешевле: так, например, жители Перми и Печоры обыкновенно выплачивали за железный топор столько собольих шкурок, сколько их, связанных вместе, московские купцы могли протащить в отверстие топора, в которое влагается ручка.
Цит. по кн.: М. П. Алексеев. Сибирь в известиях... Изд. 2-е. - С. 267.
В народных представлениях складывался образ Уральской земли, изумительно богатой. Но достигнуть ее трудно из-за природных преград. В рассказе югры новгородцам (XI век):
«...есть горы, упирающиеся в луку морскую, высотой как до неба... Путь же к тем горам непроходим из-за пропастей, снега и леса, поэтому и не доходим до них никогда...»
Цит. по кн.: Повесть временных лет.- С. 367 - 368.
Из рассказов новгородца Дмитрия Герасимова (XVI век): До Югричей и Вогуличей надо добираться через крутые горы, которые в древности, вероятно, слыли Гиперборейскими...
Цит. по кн.: М. П. Алексеев. Сибирь в известиях... - С. 261 - 262.
Немецкий дипломат и путешественник С. Герберштейн, посетивший Россию в первой четверти XVI в., отмечал в своей книге (1549 г. издания):
«За этой рекой (Печорой. - В. К.) простираются... высочайшие горы, вершины которых из-за непрерывных дуновений ветров совершенно лишены всякого леса и почти даже травы... Князь Московии Василий, сын Иоанна, некогда посылал через Пермию и Печору для исследования местности за этими горами и для покорения тамошних народов двух начальников из своих приближенных: Симеона Федоровича Курбского... и князя Петра Ушатого. Из них Курбский, в мою бытность в Московии, был еще в живых и на мои расспросы об этом исходе отвечал, что он потратил семнадцать дней на восхождение на гору и все-таки не мог перейти через верхушку горы, называемую на его родном языке Столп, то есть Колонна».
С. Герберштейн. Записки о Московских делах. СПб., 1908.- С. 133.
Г. Ф. Миллер - автор «Истории Сибири» (1750 г. издания) - приводит рассказ 1601 года о походе в 1501 году на Северный Урал:
«А от Печоры воеводы шли до Камена две недели и тут розвелися. Воеводы князь Петр да князь Семен через Камень шелью, а Камени во облаках не видети, а коли ветрено, ино облако раздирает, а длина его от моря до моря». Будучи историком, Миллер не одобряет в подобных сведениях вымысел: «Тогдашим сочинителям таких известий за малознанйем уступить должно, когда они дела либо увеличивали, либо о подлинном их состоянии прямо не ведали».
Цит. по кн.: Г. Ф. Миллер. История Сибири. 1750. Примечание. - С. 63, 64.