В начале девяностых наша учительница по истории вплотную занявшаяся созданием краеведческого музея поселка Баранчинского, попросила меня сделать фотоснимки некоторых деревянных домов в районе улиц Республики и в районе школы №21, здесь находились дома заводчан и «торговых людей» - купцов. Я в то время не предал серьезного значения этим фотоснимкам и после того как отпечатал и отдал их, негативы и копии снимков уничтожил – думал – зачем хранить! Но когда мне попались в руки книги В. Н. Даниленко «Космогония первобытного общества» (К., 1965 и 1997) и Б. А. Рыбакова «Язычество древних славян» (М., 1981), где было описана символика используемая в быту у древних славян – я вдруг вспомнил об этих снимках – все снимки конечно же я не нашел, но один остался цел – это снимок пчелы с одного из домов в поселке Баранчинском.
Это была вырезанная из дерева пчела, а пчела, у древних славян, а затем перешедшая как символ и украшения в славянское христианство, была символом любви, так как соединяла в себе «сладость меда и горечь жала». Пчелиная матка символизировала верховную власть, плодородие, мать-богиню.
После крещения руси все языческие символы перекочевали из обрядовости в быт каждого русского человека. Этими символы использовались во всем – в одежде, украшениях, посуде и т.д. И конечно же самое главное место они занимали в украшении дома – домовой резьбе. Т.к. хоть славяне и стали христианами, но языческие символы и обереги вплотную влились и перемешавшись с христианством, закрепились в быту каждого русского человека.
В русском христианстве пчела стала символом деятельности, прилежания, трудолюбия, порядка и религиозного красноречия. Даже о святых, которые прославились своими проповедями, таких как св. Амвросий и св. Иоанн Златоуст, писалось, что их слова были сладкими, как мед. Св. Амвросий сравнивал христианскую церковь с ульем, а христианина — с пчелой, которая вносит свою лепту в общее дело – проповедь Евангелия, и которая неустанно трудится и остается преданной своему улью. Улей, таким образом, является символом сплоченной религиозной общины и означает упорядоченное и благочестивое сообщество. Считается, что пчела никогда не спит, поэтому пчела символизирует у христиан рвение и бдительность. Летающая в воздухе пчела - это душа, вступающая в Царство Небесное. Представление о том, что пчелы живут лишь ароматом цветов, сделало их символом чистоты и воздержанности.
Были еще фотографии с домовой резьбой – но я не помню находящихся там символов – запомнился еще один – яркий символ в украшении другого дома – видимо дома купца, это майский жук. Почему купца, потому, что майский жук это символ купца. Он олицетворяет удачу и успех в торговых делах.
Вообще символика, используемая в традиционных мотивах домовой резьбы имеет не только эстетический, но и глубокий этический смысл, как я уже и указал выше. По сути, определённый набор символов, нанесённый вокруг «незащищённых» участков дома, является оберегом. Считается, что неправильное сочетание символов может быть не только бесполезно, но и вредоносно.
В орнаменте домовой резьбы использовались символы природы, животных, насекомых и растений, символы языческих богов. Орнамент резьбы консервативен и очень традиционен, как и все славянское христианство. Именно благодаря стойкости культурных традиций, мы имеем возможность видеть древние символы, элементы, украшавшие жилища наших предков. Но порой не задумываемся проходя мимо какого-либо деревянного, старого дома, что это за набор резных символов и украшений. Так же было и со мною когда я делал снимки этих домов. Сегодня я очень жалею что не сохранил эти снимки.
Вообще идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. По представлениям древних славян, зло находилось повсюду на земле и человеку тяжело было, порою невозможно, противостоять ему. Поэтому человек должен был защитить себя с помощью охранной символики. Защищали прежде всего свои дом и одежду.
Орнаментировали дом доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. В архитектуре, и в одежде был один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента — орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные «злыдни» могли проникнуть к человеку. Декоративные (а в свое время магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома — щипец крыши.
«Сумма подобных оберегов, постоянно присутствующих на всех уязвимых участках дома, и превращала каждую «хоромину» в недоступное для «навий» убежище всех членов семьи» (Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси).
Внутри дома все обиходные предметы тоже были покрыты охраняющими знаками, облегчавшими одоление зла внутри убежища. Традиционно в домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам и дверным проемам, через которые могли проникнуть «вездесущие навьи». Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, — все это преображалось в сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья.
В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник. Всю жизнь думал, что это просто элемент украшения, а оказывается это несло в себе более глубокий смысл, нежели просто эстетический. Обрамление окна, обычно обильно насыщалось разной языческой символикой. Обрамление окон было всегда очень значимым элементом, ведь оконный проем — это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища – «сглазить».
Переселенцы XVII века, осваивая Урал, Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России, которые, в свою очередь, были основаны на древнеславянских языческих представлениях.
«Изба русского крестьянина — это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал. Эти орнаменты и детали — это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония).
Этнографические исследования свидетельствуют об устойчивом и широко распространенном изображении «небесных хлябей» «верхнего неба» — волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину «хлябей». Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле. «Грудие росное» — «капли росы, живительной влаги небесной. Русские язычники полагали в XII–XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни» (Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси).
Полдневное солнце изображалось на фасаде избы на самом верху, под фигурой главенствующего коня, но все же ниже «хлябей небесных», являвшихся верхним небом.
Сибирские деревенские мастера, зная основные композиционные элементы домовой славянской резьбы, вносили свои мотивы орнамента, заимствованные из городской архитектуры середины XIX века. И хотя древний магический смысл орнамента домовой резьбы к концу XVIII века был практически забыт, главные его мотивы и способы размещения элементов орнамента остались почти неизменными и передавались из поколения в поколение мастерами-резчиками по дереву, строителями и плотниками. Особенно хорошо это видно на примере деревянной домовой резьбы, сохранившейся в нашей глубинке.
Николаев Сергей