Исторический процесс неумолим и необратим. Меняются поколения с их фундаментальными и преходящими ценностями. Колебания, а тем более кардинальные изменения политической ситуации отражаются по принципу «качания маятника» на оценке исторический событий. Одним из таких великих исторических событий, безусловно, является Великая Отечественная война советского народа против фашистской Германии 1941 - 1945 годов.
Если проследить эволюцию взглядов на нашу Победу, то можно выделить следующие этапы:
1. Победил народ, ведомый полководческим гением И.В. Сталина.
2. Победу одержал народ под руководством коммунистической партии
3. Победил народ. Или по-другому: Победа одержана благодаря полководческой деятельности И.В. Сталина, Н.С. Хрущева, Л.И, Брежнева и т.д.
Иначе говоря, можно сказать, что история переписывается в угоду тем или иным политическим пристрастием. Сейчас история Великой Отечественной войны трактуется в «демократическом духе» в угоду новому политическому режиму с качанием маятника в одну сторону очернительства и фальсификации с целью противопоставить поколения друг другу, посеять сомнения в душах нынешнего поколения в справедливости войны, ее всенародном характере и величия подвига советского народа.
В той связи, как нам кажется, большое научное и практическое значение имеет всестороннее объективное исследование «проблемы трагизма и величия военного поколения» а не «…или величия…», характерные черты которого не могут уйти с уходом из жизни людей этого поколения.
Сегодня эта проблема приобрела наибольшую актуальность и значимость. В ряде публикаций и школьных учебниках по истории, всячески искажается роль молодежи в Великой Отечественной войне, идет целенаправленная атака по деградации, очернению подвигов молодежи в годы войны, внедряются в сознание современной российской молодежи различного рода мифы и стереотипы, «новые ценности» буржуазного образа жизни. Идет настоящая информационная война, цель которой разоружить молодежь идейно и нравственно и затем манипулировать ею в нужном направлении. Ладно учебники – многие скажут – «…да кто их читает-то…» - самое главное – информационная война идет по телевидению и в сети интернет – где большинство сегодняшней молодежи «черпают» информацию.
Не будем брать на себя роль судьи или воспитателя, а просто – сосредоточим внимание только на некоторых аспектах этой большой и многогранной темы, которая требует дальнейшего исследования совместными усилиями историков, социологов, политологов и др.
1. C первых дней Великая Отечественная война приняла характер всенародной борьбы.
За что боролся советский народ в войне с фашистской Германией? За советский социалистический строй? За родное Отечество, свой край и отчий дом?
Война затронула интересы всех слоев общества. Можно в какой-то мере согласиться с теми, кто сомневается в том, что весь народ выступил «как один». Одни шли сражаться за социализм. Другие вовсе не думали о социализме, их мысли были заняты только Отечеством – родным городом, селом. Люди шли думая, что если они не остановят фашистов на «том рубеже» - то вскоре и их родина – село или город, может быть увешан флагами со свастикой.
Третьи были службисты и шли воевать – «по приказу». Четвертые ждали своего часа и выступили против своей страны, против существующей власти. Все дело в соотношении этих «потоков». Если акцентировать свое внимание на последнем, то сложится мнение, что война была не против внешнего врага, а против «тоталитарного режима во главе со Сталиным», что в принципе и преподносится сегодня современным телевидением и средствами массовой информации. Но эти досужие утверждения не соответствуют действительности. На защиту Родины встали миллионы, в том числе и молодые люди, причем не «по приказу свыше», как кажется, многим любителям «истины», делающим себе на этом рейтинги, а по зову сердца.
По зову партии, но скорее по велению сердца, молодые патриоты добровольно отправлялись на фронт. По мобилизации ЦK ВЛКСМ в первые три дня войны в Действующую армию ушли 900 тыс. комсомольцев из них были и Кушвинцы и Баранчинцы и Верхнетуринцы. В боях против гитлеровских захватчиков молодые воины показывали образцы самоотверженности, совершали подвиги, которые навсегда вошли в историю нашей Родины и будут служить несмотря ни на что, славным примером для будущих поколений.
Первыми Героями Советского Союза в дни войны были летчики комсомольцы Степан Здоровцев, Петр Харитонов и Михаил Жуков. Никто не опроверг и обобщающие данные о героизме молодежи в годы войны. За героизм и мужество, проявленные в боях за годы войны, 3,5 млн. комсомольцев армии и флота и 50 тыс. молодых партизан были награждены орденами и медалями Советского Союза, около полутора тысяч комсомольцев удостоены звания Героя Советского Союза,
Среди наших земляков – молодых людей мы можем отметить подвиг Николая Фоминых и многих других молодых людей ушедших на фронт добровольцами. У военкоматов нашего города и других городов – Нижнего Тагила, Свердловска, Нижней Туры и др., да и всей страны, стояли очереди молодых людей, желающих встать на защиту своей родины – своей отчизны – своей свободы и никто не ждал приказа или «вот стукнет 18-ть» - многие себе приписывали возраст, чтобы попасть в ряды добровольцев.
Сегодня тактика очернителей изменилась кардинально. Теперь внимание сосредоточено на отрицание или искажение героических поступков молодежи в годы войны и, прежде всего «основных» - которые наше поколение изучало в школах – таких, как А.Матросов, Ю.Смирнов, 3.Космодемьянская, герои «Молодой гвардии» и др. И тем самым осуществляется целевая установка на дегероизацию, деполитизацию и навязывание непонятных – «иных» ценностей, современного мира.
2.Особая проблема роли ВЛКСМ в Великой Отечественной войне.
В последнее время предпринимаются различного рода идеологические атаки против этой молодежной организации, ее статусе и роли в мобилизации молодежи на отпор врагу. Предпринимаются попытки оказать полную подконтрольность этой организации Коммунистической партии, применяющую насильственные средства для воздействия на молодежь. Ну а некоторые договариваются до того, что ставят на одну доску ВЛКСМ и гитлеровскую организацию «гитлерюгент».
В суровые годы Великой Отечественной войны боевым помощником Коммунистической партии являлся относительно самостоятельный Ленинский комсомол. Он был не только источником пополнения партийных рядов, но и проводил огромную организаторскую и политико-воспитательную работу среди молодежи, мобилизовывал ее на активную и самоотверженную борьбу против немецко-фашистских захватчиков. Сегодня – это называется «зомбировали» - с «голубых» экранов телевизоров и со страниц многих изданий, сыплются громкие заголовки и статьи о том, что молодежь на самом деле не хотела воевать за социализм, они хотели жить свободно и быть свободными людьми, а вот их «зомбировали».
Но все обстояло не так как нам хотят представить сегодняшние «очернители». Хотя в связи с вероломным, разбойничьим нападением германских фашистов на нашу страну ЦК BЛKCМ и требует от всех комсомольских организаций «…удесятеренной бдительности, сплоченности, дисциплины, организованности... чтобы каждый комсомолец был готов с оружием в руках биться против нападающего зазнавшегося врага, за Родину, за честь, за свободу», люди сами все это понимали и знали без дополнительных лозунгов и какого либо там «зомбирования». Это была боевая программа перестройки всей жизни и деятельности не только комсомольских организаций, а и всей молодежи, что применительно к условиям войны!
Важнейшими направлениями деятельности комсомольских организаций в годы войны были: комсомольские мобилизации в армию и на флот;
- участие комсомола в формировании отдельных частей и комплектовании отдельных родов войск;
- участие в подготовке и отправке на фронт обученных резервов через Всеобуч
- отбор и направление молодежи для диверсионно-разведывательной работы в тылу врага ;
- военно-шефская работа комсомольских организаций.
Велика роль комсомола в решении задач, вставших перед тылом, Уже в первом году войны молодежь в важнейших отраслях промышленности составляла почти половину всей численности работающих, а на селе среди механизаторов - 70 процентов. В 1944 году среди рабочего класса страны насчитывалось 2,5 млн. человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тыс. подростков.
Эти цифры можно по-разному трактовать и как трагедию молодежи и как ее подвиг, величие. Но я бы сказал, что это подвиг! Мне иногда становится страшно подумать, а что если сегодня случилась бы война!? И причиной моего страха сегодняшняя молодежь, точнее ее духовное состояние! Сегодняшняя молодежь, это молодежь, лишенная патриотизма, любви к родине, утратившая какие-либо ценности жизни, кроме денег, секса и развлечений. Это очень хорошо показано в одном из современных фильмов, продолжение которого вышло на экраны в 2010-ом году – «Мы из будущего!».
3. Требует особого изучения военного поколения, его характерным черт и ценностных ориентации.
Следует подчеркнуть, что на формирование личности военного поколения оказали влияние несколько факторов исторического, политического, социального и культурно-идеологического аспектов; российские традиции беззаветной защиты Отечества, социалистические принципы социальной справедливости, гуманистический характер новой идеологии и морали.
Да, воспитание молодежи осуществлялось на основе предвоенной военной доктрины, которая предполагала войну «малой кровью, на чужой территории». Но В.Молотов на склоне лет называл эту доктрину в большей мере «агитационным приемом», нежели основной концепцией, подчеркивая, что подобная агитация «преобладала над натуральной политикой».
В годы войны в наибольшей степени проявились особенности возрастного статуса: в условиях войны социальная иерархия часто оказывалась перевернутой: молодой лейтенант командует солдатами старшими по возрасту «отцами». В войну происходило быстрое взросление молодежи. Вспомним прекраснейший фильм «Аты-баты, шли солдаты!», где молодой лейтенант Суслин, командует боевыми солдатами, побывавшими в боях и переделках. Сегодня уже и этот фильм пытаются очернить – выдвигая теорию, что такого быть не могло, да и не было на самом деле!
В качестве основных непреходящих ценностей военной молодежи (молодежи военного времени) можно назвать следующие:
Во-первых, лучшие черты многовековой истории нашей Родины: мужество, героизм, взаимовыручка, боевое товарищество, высокая дисциплина и организованность, милосердие, ненависть к врагу и т. п. Не случайно, призывая к всенародной борьбе, Сталин 7 ноября 1941г. обращался к образу великих предков - Александру Невскому, Дмитрию Донскому, Минину и Пожарскому, Суворову и Кутузову.
Во-вторых, ряд очень важных черт сформировано при советской власти: приверженность социализму, острое реагирование на несправедливость, безграничная – порою доходящая до фанатизма, любовь к своей родине, что сегодня очень редко наблюдается среди нашей молодежи! Так как утрачены основы идеологического воспитания молодых людей! Кто в нашем городе занимается этим – школы? Нет! Единственный военно-патриотический клуб «Беркут», но это же мизер даже в масштабах нашего небольшого города.
В-третьих, поколению военной поры пришлось испытать на себе и горечь утрат, невзгод и радость победы светлого праздника. Как отмечал Г.К. Жуков, «...молодежь принесла главную жертву в войне. Сколько прекрасных молодых людей мы потеряли. Сколько матерей не дождались с войны детей! С командного пункта я много раз видел, как молодые солдаты поднимались в атаку. Это страшная минута: подняться в рост, когда смертоносным металлом пронизан воздух. И они поднимались. Многие из них только-только узнали вкус жизни».
Наш долг сегодня помнить о великом подвиге героев войны. Помнить наших земляков – отдавших свою молодость, здоровье и жизнь на полях сражений! Помнить, а не ругать, тем более права судить и ругать их - отдавших все что у них было, ради нашей сегодняшней мирной жизни, у нас на сегодня нету! Что мы такого великого создали, чтобы иметь это право!? Ничего! Только все разрушили и разворовали, все что создавали те, кого сегодня многие без уважения называют "совками"! Мы сегодня живем за их счет, за счет их труда и сил! Так отдадим же им дань уважения и памяти!
Использованные в статье материалы:
- «Украденная победа». Комсомольская правда,1990, 5 мая
- «Великая Отечественная война. Вопросы и ответы», Бобылев П.Н., Липицкий С.В., Монин М.Е., Панкратов Н.Р. — М.: Политиздат, 1984
- Постановление ЦК ВЛКСМ 23 июня 1941года «О мероприятиях по военной работе в комсомоле»
- Российская газета, 1994, 21 апреля
- Кальманесон А.А. “ Война глазами социолога" Социс,1995,№ 8- С. I20