Говорите, полиция!
Выложен на обсуждение новый закон "О полиции". В нем прописаны права, обязанности, запреты нового правоохранительного ведомства. Эксперты говорят, что в законопроекте "слишком много шероховатостей" и что он мало отличается от действующего закона "О милиции".
На общественное обсуждение вынесен новый закон «О полиции», который должен заменить закон «О милиции» 1991 года. По новому закону российская милиция становится полицией. «Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности», - сказано в законопроекте.
В выложенном для обсуждения документе в 40 пунктах прописаны обязанности полиции и ее права.
При этом документ не избавляет полицию от «ненужных функций», которые, как ранее заявляли участвующие в разработке проекта официальные лица, она не должна больше исполнять.
Правоохранительный орган по-прежнему будет осуществлять контроль за миграцией и содержать, охранять, конвоировать задержанных и заключенных под стражу, осуществлять техосмотр автомобилей, а также доставлять граждан в тяжелой степени опьянения в медицинские заведения или в местные органы полиции, если их поведение угрожает покою и здоровью граждан. Положения о том, что полиция заведует вытрезвителями в законе нет. Сейчас обсуждается передача вытрезвителей Минздраву.
В проекте говорится, что, обращаясь с требованием к гражданину, полицейский должен предъявить удостоверение, кроме случаев «когда такое предъявление невозможно либо неуместно». Какие случаи попадают под такие характеристики, в законе также не указывается. Проект предполагает, что сотрудник полиции приносит извинения гражданину, чьи права и свободы были им нарушены. В действующем законе «О милиции» сказано лишь, что «гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд».
При этом полицейский не может оправдывать свое незаконное действие интересами службы, экономической целесообразностью, требованиями вышестоящих должностных лиц или какие-либо иными обстоятельствами и мотивами.
В законе также появились такие статьи, как «Беспристрастность», «Законность», «Открытость и публичность». В частности, в статье «Беспристрастность» сказано, что «полиция осуществляет свою деятельность в отношении всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств», также полицейские не могут в своих действиях руководствоваться решениями партий, религиозных или иных организаций. В п. 8 ст. 9 (Обеспечение общественного доверия и поддержки граждан) законопроекта сказано, что «мнение граждан о деятельности полиции является одним из основных критериев официальной оценки ее работы». Судя по тексту законопроекта, узнавать о мнении граждан полицейские должны через общественные советы при федеральном и территориальных органах полиции, которые создаются «в целях учета потребностей и законных интересов граждан, защиты их прав и свобод, а также прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в сфере внутренних дел». Образуются общественные советы в порядке, определяемом президентом России.
Законом также предусмотрено, что для проверки документов и для решения вопроса о задержании удерживать гражданина можно не более часа (по действующему законодательству, в ОВД могут продержать без объяснения причины три часа). Полицейские могут беспрепятственно входить в жилье граждан и ломать замки при преследовании подозреваемых в совершении преступления, уклоняющихся от наказания, скрывающихся от органов дознания.
Выломать двери квартиры и дома полицейские могут, в случае если они уверены, что внутри жилья совершается преступление или находится лицо, пребывающее в беспомощном состоянии.
При стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях, массовых беспорядках и иных чрезвычайных обстоятельствах, непосредственно угрожающих жизни и здоровью граждан или объектам собственности, полицейский также имеет право ворваться в жилье к гражданину.
Полицейский обязан предоставлять сведения о своих доходах и доходах мужа или жены. В законопроекте прописаны подробно ограничения и запреты, связанные со службой в полиции. В частности, как и оговаривалось ранее, полицейским запретили критиковать начальство - «допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов и их руководителей, а также решений полиции, если это не входит в его служебные обязанности». По действующему законодательству, такие ограничения прописаны в законах «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Также появилась отдельная ст. 31 (Требования к служебному поведению сотрудника полиции). Испытательный срок на службе в полиции, по сравнению со службой в милиции, увеличен с 3-6 месяцев до года.
На встрече с главой МВД Рашидом Нургалиевым 23 июля 2010 года президент Дмитрий Медведев поставил задачу при подготовке законопроекта «сократить те приемы, которые используются традиционно, то есть включение в документ значительного числа отсылочных норм». Тем не менее закон в нескольких статьях отсылает к «иным предусмотренным законом случаям».
По словам правозащитника Павла Чикова, законопроект несильно отличается от действующего закона «О милиции».
«Основные его концепции изложения, стилистика остались прежними, и вряд ли можно было ожидать иного, потому что главный автор - действующее МВД», - пояснил эксперт. Он подчеркнул, что выложенный проект не окончательная редакция закона. Публичное обсуждение документа будет идти до 15 сентября, после чего он будет передан в администрацию президента. В декабре планируется внести его в Госдуму. «Насколько будут серьезными изменения, сказать невозможно. Как минимум администрация президента должна будет что-то поменять после общественного обсуждения и внести что-то от себя: позиция администрации может отличаться от позиции правового управления МВД по некоторым пунктам».
По мнению Чикова, «больше всего законопроект напоминает скандальный закон «О ФСБ». Кроме того, эксперт подчеркнул, что в МВД не скрывали, что брали за основу именно его. «Меня очень смущает раздутый пункт о правах милиционеров, где насчитывается около 60 позиций, хотя у милиционеров нет прав и обязанностей, а есть полномочия. Если говорить юридическим языком, то права - это мера возможного поведения, а обязанности - должного. Полномочия - это возможно-должное поведение. То есть милиционер вправе и обязан помочь человеку, права которого нарушаются», - говорит он. При этом, подчеркнул Чиков, «пункт о правах существенно расширяет направления деятельности милиции», так как и в нем имеется формулировка «все о тех же «иных правах», предусмотренных законодательством». «В законе слишком много шероховатостей, которых можно было избежать уже на этой стадии. Кроме того, в нескольких статьях очень много подпунктов, структура закона неудобная, и есть опасения, что некоторые важные вещи могут затеряться - и в итоге правозащитники и общественность на них внимания не обратят», - подытожил эксперт.
ДЛЯ ПЕРЕХОДА НА СТРАНИЦУ
Обсуждения проекта федерального закона «О полиции»
ЖМЁМ СЮДА
Милицию реформируют в разумных пределах
Члены Общественной палаты впервые провели публичное обсуждение проекта закона «О полиции». Выяснилось, что в законе, который должен быть внесен в Госдуму уже в декабре, еще слишком много недоработок, а на переименование ведомства будет потрачено не больше "нескольких сотен миллионов рублей".
В среду в Москве прошло первое заседание Общественной палаты (ОП), посвященное проекту закона «О полиции». МВД начало его разработку в рамках милицейской реформы, объявленной президентом Дмитрием Медведевым в 2009 году, и в августе законопроект был опубликован в интернете для публичного обсуждения. С тех пор на сайте обсуждения накопилось несколько тысяч комментариев и рекомендаций. Открывая заседание ОП, ее председатель Анатолий Кучерена уточнил, что большинство комментаторов волнует положение об оценках деятельности полиции, а также пункт законопроекта, позволяющий сотрудникам правоохранительных органов «беспрепятственно врываться в квартиры в любое время суток». (Речь идет о ст. 13 «Права полиции», где говорится о возможности «беспрепятственно входить (проникать) в случаях и порядке, предусмотренных статьей 15 федерального закона, в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории, земельные участки и в помещения, занимаемые общественными объединениями и организациями».)
Первым слово взял директор «Института прав человека» Валентин Гефтер. Правозащитник заявил, что его особенно пугает обилие отсылочных норм в законопроекте. «В некоторых статьях, касающихся применения, допустим, спецсредств или конкретной работы при задержании, масса ссылок на какие-то постановления и подзаконные акты, из-за чего поле для злоупотреблений получается колоссальное», - сказал Гефтер.
Впрочем, по его мнению, вести постатейное обсуждение законопроекта вовсе не имеет смысла, так как в своем нынешнем виде он работать не будет.
«МВД само себя реформирует. Долгое время работа над законопроектом велась закрыто, а теперь мы видим документ, который нужно переписать набело. И осевой вещью в этом законе должна быть отчетность милиции перед населением», - возмущался правозащитник. «Хотя и многие в нашем сообществе только приветствуют желание МВД реформироваться, даже те, кто сейчас отбывает четверо суток», - сказал Гефтер, намекая на своего коллегу Льва Пономарева, арестованного накануне за участие в августовском «Дне гнева».
Глава организации «За гражданские права» Андрей Бабушкин, в свою очередь, считает, что рекомендации правозащитников рабочая группа МВД все-таки учла, но не в вопросах, касающихся содержания задержанных. В частности, сказал он, в министерстве проигнорировали предложение о предоставлении права на звонок при задержании. «Сейчас у нас есть только пункт об уведомлении милиционерами родных, если задержанный того хочет, но, когда я смотрю на протоколы задержаний после разгонов митингов, я вижу, что везде люди от этого права якобы отказываются, хотя мы, Сергей Петрович, все с вами понимаем», - обратился Бабушкин к Сергею Булавину. Замглавы МВД снисходительно улыбался и молчал. Особенно правозащитника возмутил пункт, согласно которому заявители митингов должны согласовывать свои заявки не только с префектурами, но и районными управлениями внутренних дел:
«У нас пока в мэрии что-то согласуешь, собьешь все пороги, а если подключать к этому еще и милицию, то никаких митингов вообще не будет». «Также меня смущает, что в законе постоянно встречается слово «неуместность». Например, милиционер может не представляться или не объяснять свои действия, если это неуместно. Уместность - это разве юридическое понятие?» - сказал Бабушкин.
Размытые формулировки кажутся опасными и президенту фонда ИНДЕМ Георгию Сатарову. «В законе говорится, что все действия сотрудника милиции априори законны, пока обратное не будет доказано в суде, это написано в статье 32 документа. То есть выходит, что, когда человеку в отделении метлу вгоняют в зад, это законно, пока суд не заработает», - сказал он.
Не меньше правозащитники говорили и о нормах, которые в законопроекте не были учтены вовсе. Например, член ОП Ольга Костина предложила замминистра Булавину уделить в законопроекте большее внимание «основным клиентам милиционеров» - потерпевшим. «В законе есть все про правонарушителей, про задержанных, про подозреваемых и разыскиваемых, но о работе с потерпевшими ни слова», - сказала она. Костина предложила подробнее прописать в документе регламент работы с заявителями, выделив их в приоритетную группу, а также ввести пункт, согласно которому милиционер должен отчитываться перед потерпевшим о ходе работы над его заявлением как минимум раз в месяц.
Также многие правозащитники еще раз предложили МВД рассмотреть вопрос о разделении милиции на муниципальную и федеральную и задуматься о целесообразности переименования ее в полицию.
«Ну зачем тратить миллиарды на смену печатей, корочек и вывесок, если ведомство просто должно работать как нормальная полиция, кому это надо, когда стоит задуматься о довольствии милиционера, о его зарплате и социальных гарантиях?» - возмущался Бабушкин.
Однако замглавы МВД Булавин заявил, что на переименование ведомства будет потрачено не больше «нескольких сотен миллионов рублей».
«Когда правозащитники говорят о миллиардах, это не соответствует действительности. Точную сумму не назову, но это не так много», - сказал он. С многими претензиями и предложениями правозащитников высокопоставленный милиционер, по его признанию, не согласен. «Вы все говорите про разделение милиции на муниципальную и федеральную, а ведь в 1999 году был такой эксперимент в регионах, и он провалился. Вы также требуете реформировать МВД не только законом, но не можем же мы на время реформы вообще приостановить деятельность органа! Есть же разумные пределы реформирования!» - возмущался Булавин.
Однако заявления правозащитников он обещал учесть и подробно обсудить их на заседании рабочей группы. Как ожидается, оно пройдет в ноябре, когда публичное обсуждение законопроекта, по замыслу президента, должно будет продолжиться уже в закрытом режиме.
Милиция доверия не заслужила
Россияне не доверяют милиции и боятся ее. Хуже всего дело обстоит в Москве. Социологи из «Левада-центра» не нашли ни одного москвича, который бы полностью доверял милиционерам, «скорее доверяет» только 1% респондентов.
Россияне по-прежнему мало доверяют милиции, показал очередной опрос «Левада-центра», чьи социологи традиционно опрашивают россиян на эту тему. В большей или меньшей степени доверяют милиции только 30% россиян, не доверяют милиционерам и опасаются их 67%. Не думают о милиции всего 3% опрошенных.
Судя по всему, последние скандалы в милиции, старт которым дало дело Евсюкова, не сильно отразились на имидже милиционеров. Он и так безнадежно испорчен. В июне прошлого года, когда такой опрос проводился в последний раз, соотношение ответов было почти таким же: тогда доверяли милиции немного меньше - 29% респондентов, не доверяли и боялись 66%.
Меньше всего милиции верили в 2004-2005 годах: опросы стабильно фиксировали 27% доверявших, 69% не доверявших.
В США и странах западной Европы ситуация обратная, демонстрируют социологи: в США полиции доверяют 66%, не доверяют 22% граждан, в Западной Европе в среднем 61% доверяет, 33% - нет.
В России хуже всего дело обстоит в Москве, где социологи не нашли ни одного респондента, «определенно доверяющего» милиции, а «скорее доверяющих» насчитали всего 1%.
99% столичных жителей так или иначе выразили недоверие милиции, отмечают социологи.
62% россиян считают, что появление многочисленных публикаций о преступлениях милиционеров свидетельствует о «разложении российской милиции, которое уже невозможно скрыть». Только 10% верят в то, что это «организованная кампания с целью дискредитировать нынешнее руководство МВД и российскую власть в целом». 9% усматривает в публикациях свидетельство свободы прессы, 10% следствие большей открытости МВД.
63% опрошенных считают, что могут пострадать от произвола со стороны милиции, 24% верят, что это маловероятно. При этом проблему беззакония и произвола правоохранительных органов «очень серьезной/довольно серьезной» считает 81%, «не серьезной» или вообще не существующей - 12%.
3% респондентов заявили, что страдают от произвола со стороны милиции постоянно, еще столько же верят, что «это совершенно исключено».
При этом за последние пять лет число россиян, верящих в произвол в отношении себя, значительно сократилось. В 2004 году о том, что произвол в их отношении «вполне вероятен», заявили 70% респондентов, а в 2005-м - 72%. Число «постоянно страдавших от произвола» раньше тоже было больше: в 2004 году - 5%.
Заметно сократилось и число россиян, считающих, что власти используют правоохранительные органы для борьбы со своими политическими оппонентами: сейчас так думают 40% граждан, в 2004 году - 50%. Впрочем число тех, кто не верит в такую возможность, также сократилось: сейчас таких 28%, в 2004 году был 31%. Голоса из обеих категорий перешли в графу «затрудняюсь ответить»: шесть лет назад таких было всего 10%, а сейчас 32%.
Больше половины россиян (54%) думают, что, если они пострадают от милиции, ни суд, ни прокуратура им не помогут. В помощь этих институтов верит меньше трети - 29% опрошенных.
Примерно такое же соотношение ответов в случае с самими судами: в то, что законными методами можно восстановить права, нарушенные судом, верят 25% россиян. О том, что это невозможно или скорее невозможно, думают 56%.
Источник: газета.ru