Подъезжая к поселку, ловишь себя на мысли о том - ну чем не Кавказ - горы - кругом горы! Самая высокая из окружающих поселок гор - гора Синяя, с торчащей на вершине вышкой ретранслятора.
Гора Синяя, высота которой 552 м над уровнем моря, представляет собой горный кряж. Он протянулся по правому берегу реки Актай. Представляет из себя пироксенитовый массив. Пироксенит — глубинная магматическая пироксеновая горная порода ультраосновного, с низким содержанием кремнезема, состава темного цвета.
Лесистая, плоская на север и на восток вершина горы обрывается несколькими рядами каменных уступов. Эти нагромождения причудливых скал напоминают то башни, которые высятся над гущей древесных крон, то нависающие балконы, то отвесные стены, то развалины зданий. На этих скалах обитает с древних времен множество редких растений.
С вершины открывается величественный вид на Уральский хребет. Прямо на юге виднеется гряда гор, среди которых выделяются Толстая (552 м) и Кудрявый Камень (565 м), еще дальше видны горы Баклушина и Жимолостная. На юго-западе выделяется массив Синих гор. На юго-востоке выступает силуэт горы Медведь-Камень.
В этих краях Ермак вместе со своим казацким войском, поднявшись по реке Чусовой, а затем по реке Серебряной, искал путь к северным рекам - Тагилу, Тоболу, Иртышу и Оби. Зимовал на Синей горе, близ сегодняшнего поселка Баранчинский.
Бронзовая литая бляшка,
изображающая близнецов.
Раннее средневековье..
В 1959 году краеведом П.Э.Рикертом, а В 1960 году экспедицией Нижнетагильского краеведческого музея под руководством А.И.Россадович, были проведены раскопки на Синей Горе. Место, расположено на скалистой вершине горы. На небольшой площадке был заложен раскоп площадью 55 квадратных метров. Культурный слой, состоящий из черной обугленной земли, подстилался красноватым прокаленным суглинком, а в некоторых местах скальным выходом. Было вскрыто несколько кострищ с древесным углем, жженными косточками и обломками тиглей. Был определен характер места, как жертвенное и плавильное место. Датируются находки ранним железным веком и ранним средневековьем.
1,3,4 - фрагменты сосудов раннего средневековья;
2 - фрагмент сосуда раннего железного века
Коллекция находок включает 1288 предметов. Представлены кости животных, фрагменты сосудов, орнаментированных в верхней части оттисками фигурного штампа, с крестовым и гребенчатым орнаментом. Имеются также бляшка, на которой изображены две человеческие фигуры - близнецы, граненая металлическая бусинка и обломок перстня. Все это хранится в Нижнетагильском музее-заповеднике, находящемся в г.Нижний Тагил, проспект Ленина, 1.
Горный массив Синяя гора включает в себя три основных вершины. Сама Синяя гора занимает северную часть массива. Кудрявый камень занимает южную часть массива и Голая гора занимает западную часть. Весь этот горный массив огибает по контуру река Актай, в которую впадает около 60% притоков с Уральского хребта, а 40% приходится на упомянутый выше горный массив. Причём примерно 10% сходят с западного склона Синей горы и Кудрявого камня.
Прекрасны и величавы, скальные обнажения на Синей горе, рядом с ретранслятором, но это ни что, по сравнению с красотою Кудрявого камня! Не зря же наши предки дали ему такое поэтическое название «Кудрявый камень». Какие формы скал на нем только не изваяла природа. Начнём свой маршрут по старой тропе, которая огибает Кудрявый камень по левому склону. Первое обнажение представлено скалами в форме карнизов, пагоды, городища, возникает желание приписать это деятельности человека. Второе обнажение представлено расщелинами, карнизами, разного сложения стенками, гротами. И, наконец, третье (сама вершина Кудрявого камня) представлена всем выше перечисленным, но в гораздо большем объёме. Со смотровой площадки вершины мы видим всю округу, начиная от горы Качканар и заканчивая окраинами Нижнего Тагила, подернутого дымкой смога. А в тихую погоду даже слышен звон колоколов Лайской церкви. И непосредственно на западном склоне Кудрявого камня природа представила нам скальное образование в форме шара с изменяющимся центром тяжести.

На массиве Кудрявый камень произрастает шесть видов дикорастущих орхидей занесенных в «Красную книгу Среднего Урала». Это такие как: Любка двулистная (с её кремово-белыми цветами и нежнейшим ароматом во время цветения) распространена довольно широко по всему массиву. Пальчатокоренник мясо-красный, по своей красоте может соперничать даже с садовыми цветами, в сырых местах замечено несколько экземпляров. Пальчатокоренник гебритский, листовые пластины оригинально окрашенные в пурпурно-сиренивые пятна, замечены единичные экземпляры. Тайник овальный, неприметное растение зелеными цветами, единичные экземпляры среди любки двулистной. Дремлик болотный - зеленовато-белые, единичные экземпляры в сырых местах. И ещё один вид дремлика на которого вообще не найдено описания, имеющий расписные розетки листьев и снежно-белые соцветия.

Три вида папоротников занесенных в «Красную книгу Среднего Урала». Это такие как: Криптограмма Стеллера, Костенец зелёный, Вудсия альпийская, и не менее редкий папоротник Костенец северный. Кроме этого Синяя Гора изобилует и другими видами папоротников, редко встречающимися в нашей местности.
О Простреле обыкновенном, это горный подснежник, можно сказать с особым восхищением. Им ходит любоваться весь поселок Баранчинский, в районе ретранслятора он уже встречается очень редко, так как «любители прекрасного» серьезно над этим потрудились, ежегодно срывая этот красивейший цветок. Благодаря этому - его остались вообще единицы, но вот на Кудрявом камне, куда «охотники за прекрасным» редко наведываются, этих цветов намного больше. Тут словно создан заповедник для этого красивейшего цветка, скрывшись от глаз расхитителей цветов в низине, подснежник словно прячась исчез с верхней площадки Кудрявого камня.
Но вот к великому сожалению, почти уничтожена популяция с сиренево-розовыми соцветиями. Также в «Красной книге Среднего Урала» числятся произрастающие на Кудрявом камне: Гвоздика иглолистая, во время цветения которой все скалы покрываются белыми облаками с нежнейшим запахом, это нужно видеть! Козелец Рупрехта, Шиверекия подольская, Ясколка уральская, Тимьян уральский, Лилия кудреватая, Трутовик лакированный. Итого шестнадцать видов цветов, которые занесены в «Красную книгу Среднего Урала». Это по наблюдениям флориста любителя, а сколько их на самом деле?
Но не только цветами красивы и знамениты эти места, здесь есть экземпляры сосен и лиственниц с возрастом около 200 лет!
а дальше...
Деревянный мост через р.Баранча
|
Если немного спустится вниз и пройти вдоль вершины,увидим много причудливых скал.Эта например похожа на голову кота.
|
А на этой скале гнездо коршунов. Сниматься наотрез отказались.
|
Скал очень много и за день не обойти.
|
И на камнях растут деревья.
|
Не по этой ли красоте, написал свою картину, «Тайга на Урале. Синяя гора», в 1891 году, знаменитый русский художник Аполлинарий Михайлович Васнецов!
Величавое повествование о жизни могучей природы Урала ведет в этой картине Васнецов. Большими, обобщенными массами уходят за озером вдаль леса, постепенно покрывающиеся синеватой дымкой. Струя дыма от далекого охотничьего костра поднимается, растворяясь над тайгой. Далеко-далеко над лесом испуганные чем-то беспокойно кружат птицы. Горизонт замыкает сложный силуэт синей горы. Мглистые, свинцовые тучи, проносящиеся по небу и своим движением контрастирующие с застывшей неподвижностью леса, усиливают ощущение тревожного ожидания. Сумрачно застыла тайга, молчание царит в картине. Может быть, природа ждет урагана - единственного хозяина этих глухих мест. И тогда нарушится ее тишина: завоет сердитый ветер и застонут под ним стволы деревьев. А пока - молчит тайга, хранит свою тайну озеро, тревожно несутся тучи, все чего-то ждет непроходимый бор. Безукоризненно композиционное построение полотна.
С высоты смотрит зритель на развернувшуюся перед ним суровую панораму. Диагональный сход склона, уравновешенный слева формами полуупавшего дерева, уводит взгляд вдаль, заставляя почувствовать всю глубину пространства. С горизонтальными, уходящими в глубину массивами лесов, создающих ощущение вековой неподвижности и покоя, вступают в контраст линии вертикально застывших деревьев. Будто на смену старому засохшему дереву высоко поднялась рядом стройная пихта в правой части картины. Как часовой, как дозорный, охраняющий тайны неприступной тайги, застыла она, упираясь вершиной в небо. При этом общее диагональное расположение масс пейзажа подчеркивает внутреннее напряжение и беспокойство. Выразителен колорит полотна. Приглушенные свинцово-серые, лиловато-синие, темно-зеленые краски передают зловещую статичность, сказочность, заколдованность тайги.
И вся эта красота у нас под боком! Но мы словно слепцы - не видим что имеем и едем за три-девять земель лицезреть красоты заморские!
|