С выборами главы Кушвы будет покончено
В сегодняшней России выборный процесс потихонечку свертывается. Губернаторов уже давно не избирают. Теперь и глав администраций городов нанимают на конкурсной основе. Все это не может не тревожить. Нормальное городское хозяйство развивается лишь тогда, когда в нем есть конкурентная среда. Советский Союз перестал существовать именно потому, что все 70 лет в нем никакой конкурентной среды не было. Первый Устав Кушвы писали, в том числе с точки зрения соблюдения Хартии о правах и свободах человека. Чтобы человек имел возможность свободно говорить, свободно избирать и быть избранным.
6 декабря в Кушве предстоят публичные слушания о внесении поправок в городской Устав. На рассмотрение кушвинцев опубликовано постановление и.о. главы Кушвинского городского округа ( далее-КГО) «О внесении в Думу КГО проекта решения «О внесении изменений и дополнений в Устав КГО» и проведении публичных слушаний» и сам проект решения Думы. Суть обновлённого Устава заключается в отмене прямых выборов Главы КГО и введена должность главы администрации КГО, или иначе говоря- сити-менеджера. На практике это будет означать, что реальные полномочия по управлению городом перейдут к нанятому администрацией сити-менеджеру, а избираемый думцами из числа действующих депутатов глава КГО станет декоративной фигурой. После процедур утверждения и регистрации предлагаемых поправок решение будет носить обязательный характер и в будущем году новая модель городской власти получит законодательное оформление.
Во многих городах прямые выборы главы уже отменены, и, похоже, к тому идет повсюду. Власти ищут пути всемерного ужесточения избирательного процесса с точки зрения ограничения доступа на выборы неугодных. Недавно я слышал такую цифру: 80 процентов идущих сегодня на региональные или на местные выборы в той или иной степени связаны с криминалом. Это оперативные данные спецслужб. Вместо того, чтобы бороться с этим злом через правоохранительные органы, ищут другие пути, чтобы такие люди, даже если в отношении них существуют лишь подозрения, не попали в предвыборное пространство. Какого лешего нужно лишать население права избирать?
С мая прошлого года, согласно закону, глав городов могут отправлять в отставку. Таким правом наделены депутаты городских представительных органов. По новому порядку "удаление главы муниципального образования в отставку" могут инициировать треть местных депутатов или глава субъекта Федерации. Основанием для этого являются "решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление" неблагоприятных последствий; "неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения"; "неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд". Глава ГО не может оспаривать свою отставку в суде, но если не согласен с ней, "имеет право изложить свое особое мнение в письменном виде".
Внесудебное удаление в отставку, конечно, не самая демократическая процедура. С другой стороны, дождаться, когда градоначальник совершит череду беззаконий, своими действиями (или бездействием) доведет муниципальную казну до полного опустошения, окажется втянут в сети местной мафии и станет фигурантом уголовного дела - это было бы лучше? Российские руководители городов все чаще и чаще оказываются за решеткой. Комиссия Общественной палаты по региональному развитию и местному самоуправлению обнародовала статистику: в среднем раз в три дня какого-нибудь градоначальника либо снимают, либо возбуждают против него уголовное дело. Сообщения о том, что глава такого-то города отстранен от должности, а то и пошел под суд, народ воспринимает с мстительным удовлетворением. Как показывают опросы, жители многих городов желают такой же участи и своим руководителям.
По Конституции органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. И отстранение главы от должности решением городской думы в чем-то аналогично снятию губернатора с поста президентским указом и в каком-то смысле является распространением исполнительной вертикали на муниципальную власть. Но представьте, что вы рядовой обыватель, которому всё равно, какая власть - муниципальная или государственная - будет обеспечивать горожан водой и теплом, поликлиникой и стадионом, кинозалом и автобусным маршрутом. Скудость ресурсов, как всегда, корректирует реформаторские прокламации. В условиях, когда бюджет в три раза меньше, чем муниципальные обязательства, обещать безбрежную самостоятельность было бы опрометчиво. Потому что дальше одно из двух: либо увеличивать бюджет, либо урезать эти муниципальные обязательства перед населением. Поскольку новые бюджетные источники в ближайшее время не появятся, то легко догадаться, какой путь будет избран. Но сокращать социальные обязательства закон не велит, а сохранять их в неприкосновенности казна не позволяет.
Как мы видим,реформа местного самоуправления идет неспешно и пока не приносит желаемых результатов. Результаты появятся только тогда, когда реформирование полномочий местной власти будет подкрепляться финансово. Для этого конечно, следует принять соответствующие поправки к Налоговому и Бюджетному кодексам. Без этих поправок суть затеянных преобразований напрочь выхолащивается.
Попытки с помощью финансовых механизмов сделать местную власть реальной властью как будто бы предпринимаются. Муниципальным образованиям дается право собирать налоги, на собственные средства содержать школы, больницы и т.п. Но без внесения необходимых поправок в Налоговый и Бюджетный кодексы муниципалитеты этих денег не увидят. Приобретя не обеспеченные местной казной большие полномочия и соразмерную им ответственность, главы городов и районов стали еще более уязвимы для критики со всех сторон. В том числе и со стороны местных депутатов, которые имеют право отстранять градоначальников от должности.
Надо полагать, что как только вступит в законную силу Устав КГО в новой редакции, с выборами главы ГО будет покончено. Выбирать или назначать - да какая нам разница! Если у главы ГО, у сити-менеджера будет реальная власть, то есть власть, обеспеченная финансовым ресурсом, их независимость от голосующего населения мы уж как-нибудь переживем. Если же у них будет как в поговорке «шиш в кармане, да вошь на аркане», никакие демократические процедуры не прибавят им административной мощи.