Про Ермака Тимофеевича
Предания о Ермаке широко бытуют на Урале. В более ранних рассказах Ермак изображен предводителем казачьей дружины, отправившейся в Сибирь, чтобы «заслужить себе помилование царя» за грабежи на Волге. Предания, записанные в 50—80 гг. нашего века, воссоздают известный по летописям путь Ермака Тимофеевича по уральским рекам, подробности сибирского похода, обстоятельства гибели Ермака. Часто Ермак выступает в преданиях борцом за социальное освобождение народа, и, таким образом, он встает в один ряд с «вольными людьми», оставшимися в памяти горнозаводского населения Урала. В ряде рассказов он осмыслен как уральский герой не только по месту деятельности, а и по происхождению: «Ермак родом из чусовских казаков». Время действия Ермака и его дружины не всегда совпадает с историческим временем Ермаковского похода в Сибирь, в большинстве преданий деятельность Ермака перенесена в тот период, когда по Чусовой уже начался сплав барок и плотов (то есть с XVI века в XVIII, XIX века). В обрисовке социальных симпатий Ермака Тимофеевича фольклорные рассказы весьма определенны: он опустошает купеческие, помещичьи, царские барки, а «рабочих он не шевелил, он шел за рабочий класс...». В преданиях о Ермаке ярко проявляется традиция старинных народных эпических песен — былин. К примеру, в гиперболизации воинского снаряжения героя и его дружины (двенадцати или девятипудовая кольчуга Ермака, богатырские котомки его дружинников). Так же часто возникает и мотив хитрости, ловкости Ермака, нарядившего в солдатскую одежду соломенные чучела и тем обманувшего противника. Многочисленные предания о Ермаке показывают, что народ прочно держит в памяти важные события своего исторического прошлого.
Ермак Тимофеевич покорил Сибирь. Это я в Москве слыхал, когда в солдатах служил. Иоанн Грозный с себя снял шубу и надел на Ермака за покорение Сибири.
Кучум, презренный царь Сибири,
Пробрался тайною тропой,
И пала грозная в боях,
Не обнажив мечей, дружина.
Погиб Ермак в боях нечаянно. Ермак на барках кашеваром был. Взрослый был проворный и умный. Это я в Москве слышал, народы говорили.
Зап. в нос. Висиме от Г. Я. Отливана, 1887 г. р.
Ермак жил в камне, пещера в нем. Он в этой пещере-то и жил. Барки с чугуном он перевертывал, топил. Не каждые он барки топил, которые и пропускал, а которые топил. У него была цепь и листвяной столб. Через Чусовую цепь перекидывал, к листвяному столбу привязывал. Этой цепью барки-то и перевернет! Это нам сплавщики рассказывали, когда я по Чусовой плавала.
Зап. в пос. Висиме от А. К. Долгих, 1894 г. р.
В старые времена здесь жили вогулы. Они жили на Утке, где сейчас могильники. Их Ермак угнал отсюда. Ермак казак, он что-то позагрезил (Позагрезить — здесь: задурить, набезобразничать) в своей стороне, кого-то поограбил, ему пришлось бежать. Он видит, что ему неминучая гибель; артель собрал да приехал в Лысьву к графу Строганову. Здесь в то время вогулы все нападали, и на графа тоже нападали. Ермак договорился с ним: «Дай снаряжение, я их угоню». Тот дал. Тогда Ермак больше пособирал казаков, вот они и пошли. Они шли по реке Чусовой, кверху поднялись, пещеру нашли, в этой пещере Ермак и скрывался. Там скричишь: «Ермак», и откликнется «Ермак». На реке Иртыш он расположился отдыхать. А вогул он далеко угнал. Раскинули шалаши. Из своих халатов, кафтанов шалаши были. Раскинули из-за того, что поднялась буря, дождь. Вогулы в это время и накинулись на него, на сонного. Он бросился бежать, видит, что гибель, а на нем, на груди, панцирь был. А река Иртыш дикая, вот он тут и потонул. Казаки бежали к Ивану Грозному и доложили, что Ермак погиб в Сибири, а здесь все очищено. Тогда Иван Грозный совместно с графом Шуваловым организовали военный поход, завоевали остатки Сибири, а все-таки считается Ермак — покоритель.
Зап. в пос. Висиме от Е. Г. Катаева, 1882 г. р.
Старики говорят, что он здесь по Уралу проходил. Отец рассказывал. Дескать, пошел Ермак от Строгановых. Был он обыкновенный бурлак с Волги. Был кашеваром в артели, а потом начал заниматься вроде разбоем. Такая история. Ограбит помещика, сколько надо себе возьмет, а остальное разделит рабочим — ведь он спасался у них. Его стали притеснять. Правительство. А Строганов подобрал его и направил против татар. Ушел он в Сибирь. А выдал его есаул какой-то, Кольцо. Говорят, его продали из-за сестры. Она у него красавица была и пошла с ним в Сибирь. Старики и рассказывают, что Кольцо в нее влюбился, а Ермак не разрешил. Кольцо и продал его Кучуму. Старики так толковали.
Зап. в пос. Висиме от Д. Ф. Петрова, 1902 г. р.
Был он по Чусовой, Кашки, Хорёнки проходил. Был у него в стене берлог, пещера спасательная. Там веревка висела, я ее запомнил. Она потом пала. По веревке он спускался туда и вылезал. По Чусовой он переходил Горы. На Вые был, а потом в Сибирь ушел. Был он сорок километров от Висима. Воевал против разных национальностей, против татар воевал. Разбойничал против тех, кто с ним совместно не шел. Забирал у них и питание, и все, что ему надо. Бедных не трогал. Он ведь с ними жил. Из-за татар он и погиб, когда Сибирь завоевывал, как Иван Грозный — Казань. Вызвал его раз государь и за хорошую работу дал ему кольчуг, который мог спасти его от удара. Этот кольчуг и утопил, угробил его. Прибежали, раз татары и сказали, что везут барки ему с припасами и чтоб шел он встречать их. Ну, он и пошел их встречать. А они наблюдали за ним. Никого он не встретил, а потом обратно поплыл. Татары сделали нападение, суматоху подняли. Он соскочил. Впоследствии у него рубка пошла, как сказывали. В Иртыше погиб. Так его тела-то татары долго боялись, бегали на труп посмотреть, когда его вынесло, думали, что он оживет. Кольчуга-то его и утопила. Я был на Иртыше, сам видел, как он вертит, крутит клубком. Вот он и погиб, грозный был человек.
Зап. в пос. Висиме от В. С. Кушнова, 1887 г. р.
По Чусовой едешь, камень Ермак стоит. Парень я еще был. Барки гоняли, лес сплавляли. Разбивались часто около него. Утесом он стоял, высоко был. В самом верху есть отверстие, вроде пещеры. Тут Ермак и скрывался, проживал, прятался. Как застигли его, он, как был в кольчуге тяжелой, бросился сверху в Чусовую. Выплыть не смог. Ермак был хороший вояка. А теперь я не слышал, не знаю, а сплавщики рассказывают: «Подплывешь близко к утесу Ермака и кричишь: «Ермак, есть табак?» А оттуда это же отвечают.
Зап. в пос. Висиме от А. Е. Ковальчука, 1887 г. р.
Ермаку — вечная память в церкви, Стеньке Разину — проклятие (Имеется в виду предание анафеме врагов царского правительства, руководителей народных восстаний, провозглашавшейся в церкви.). Отец рассказывал, Ермак хорошо воевал. Ему царь подарил соболиную шубу. Ходил он на Сибирь, потом пошел на царя.
Зап. в пос. Висиме от А. А. Новожиловой, 1885 г. р.
Камней тут много по Чусовой. Где камень Ермак, там была у Ермака Тимофеевича пещера. Он сверху спускался туда. Стрелы там находили, чайник. Ермак доходил до Кунгурского завода. По Сылве шел, дошел до Суксуна, вернулся по Сылве обратно и пошел вверх по Чусовой. Он и сделал разведку, по каким рекам пройти. Он сперва прошел по Сылве — не получилось, а пошел вверх по Чусовой. Ни от кого не слыхать, чтобы он занимался грабежом, население терроризировал. Говорят, Ермак Тимофеевич с татарами воевал. Он по Чусовой подымался, потом в Тагил ушел. Там перешеек был из Тагила к реке Туре. В Тагиле он и строил барки-те. Настроил барок-то. А плыли они до этого на лодках. Татары стрел настроили, а стрелы они оковывали железом. Когда Ермак Тимофеевич пошел по Туре на барках, взял ржаные снопы, на барки наставил, одел их в солдатскую одежу и стал отпускать по реке. А с ним сто человек было — его товарные. Когда снопы-то поплыли, татары и давай стрелять по ним. Когда все лука-то выстрелили, им и стрелять нечем было. Пошел он из Туры дальше. На нем кольчуг был броневой в двенадцать пудов. Пешки (Пешки — подвески на кольчуге) на нем железные, они болтались. Ихние-то стрелы его и не брали. Он четверы сутки по Иртышу плыл.
Зап. в д. Мартьянове - от С. К. Ошуркова, 1872 г. р.
Ермак подобрал себе товарищей: один Иван Кольцо, другого не помню. Так это было: один пароход остановили на Каме или на Волге, всех сбросал с пароходу, а два парня ему понравились, он спросил: если будете со мной, то оставлю в живых, они пошли с ним. Дошел Ермак Тимофеевич до Иртыша. На диком бреге Иртыша писал письмо Ивану Грозному: если простишь все мои поступки, то я тебе много земли дам. Иван Грозный простил. Ермак и пошел воевать с татарами. На Иртыше остановились. Вот уснули, а татары напали. Если бы на Ермаке не было кольчуги, он бы уплыл. Кольчуга тяжелая — ни пулей, ни копьем его не достать. Караваны не обижал, не слышно, население не грабил.
Зап. в с. Усть-Утка от Ф. К. Бельникова, 1873 г. р.
Ермак родился здесь, в заводах, чуть ли не под Невьянском. Звали его Василий Тимофеевич, потом уж Ермаком называли, когда он шайку на Украине набрал. Сильный он был, хороший парень. С дочерью управляющего познакомился. Один раз в сад залез, чуть-чуть не попался. Его стали преследовать, и он на Чусовую плыть-плыть да и уплыл. На Украину ушел, шайку набрал. Здесь-то нельзя ему было жить. Через сколько-то лет приехал. У него здесь невеста Алена была. Повидался он с ней. Поехали они по Тагилу-реке, по Туре. Там хан сибирский был. Песню поют еще про это. При буре раз уснули. Стража плохая была. Кучум пробрался тайною тропой. Ермак в Иртыш бросился. Лодки-то уж все уплыли. Погиб Ермак. Панцирь его погубил, два пуда весом он был. Его и стрела не брала. Река широкая, не то, что Реж, не переплыл он. А панцирь ему царь подарил. Он ведь царю пушнину отправлял, шубу соболиную послал. Тогда зверья-то много было.
Зап. в д. Ощепково Режовского р-на от А. М. Батенькова, 1888 г. р.
Ермак вообще-то далеко начал, он перешел Уральские горы. Потом по Туре прошел. Плыл по Туре со своей дружиной. У Ермака было оружие огнестрельное, а у местного населения были самострелы и луки, люди боялись его, разбегались, кто куда мог. Оглоблей крестил он. Люди были вообще неграмотные.
Зап. в д. Запольской Верхотурского р-на от Е. А. Дерябина, 1888 г. р.
Ермак проходил здесь. Якорь остался после него. Этот якорь Ермак бросил, и его нашли. Да про него все тут знают. Якорь я сам видел. Здесь было сибирское ханство. Ермак его завоевал, покорил.
Зап. в г. Верхотурье от В. Д. Мусихина, 1942 г. р.
Ермак, говорят, проходил здесь. Помню разговор, что он сначала на речку Жаровля вышел, потом перебрался на Туру. Тут-то он был, факт. С речки Жаровля получили струги. По Туре в стругах спускались. Он шел до Иртыша и погиб на Иртыше. Воевал-то он ниже, где татары заселяли. Из песни это понятно. Презренный царь Сибири пробрался тайною тропой, попал на этот лагерь. Вскочил Ермак и в воду. На нем была кольчуга, и он утонул. С вогулами он не воевал, воевал с татарами. Кучум, презренный-то царь Сибири, вот и напал на них спящих.
Зап. в г. Верхотурье от Т. И. Кордюкова, 1883 г. р.
Эта история давнишняя. Из группы Ермака выделились три человека: Рагозин, Лобанов и Дерябин. Рагозин высадился на тот берег, там и прижился. Эти двое поплыли дальше. Потом высадился Лобанов. Тут деревня Лобанова стала. А потом Дерябин высадился. Здесь и стала деревня Дерябина, и фамилия у всех одна стала — Дерябины. А там опять все Рагозины и Лобановы.
Зап. в д. Запольской Верхотурского р-па от А. Е. Дерябина, 1888 г. р.