Кушвинский завод.
Кушвинский завод был построен в 1739 году по указанию В.Н. Татищева, самолично исследовавшему окрестности горы Благодать, и отдавшему распоряжение о строительстве завода, подтвержденное потом указом императрицы Анны. Во второй половине 1739 года он начал давать чугун и стал по объему производства вторым на Урале, после Демидовского Нижнетагильского завода.
С 1742 по 1754г завод находится в казенном ведении, а в 1754 году фаворит императрицы Елизаветы граф Шувалов получил во владение гору Благодать и заводы: Кушвинский, Верхне-Туринский, Баранчинский, Нижне-Туринский.
Беспощадная эксплуатация царит на заводах: рабочих били розгами, кнутами. Начинаются бунты рабочих, на усмирение которых отправляют регулярные части армии.
В 1763 году после смерти графа Шувалова заводы переданы в казну и больше в частных руках не находились. Кушвинский завод представлял собой к тому времени громадное предприятие, дающее в год свыше 300 тысяч пудов чугуна. На нем работают до 5000 рабочих.
Долгое время завод был чугунолитейным и самым крупным из пяти заводов Гороблагодатского горного округа, центром которого Кушва становится в 1801 году по указу Сената от 16 марта. Начальником округа поставлен Андрей Дерябин. К концу XIX века в состав Кушвинского завода входит 6 цехов: доменный, литейный, слесарно-механический, кузнечный, столярный и электростанция.
В 1812 году пушки и картечь, отлитые на Гороблагодаских заводах, участвовали в Бородинском сражении. На Кушвинском заводе была созданная новаторами машина для полировки снарядов, сюда приезжают учиться полировке мастера со всех заводов.
В 1899 году управляющий заводом Александр Николаевич Кузнецов принимает решение о строительстве мартеновкого цеха, в этом же году были заложены фундаменты цеха и печи. Но строительство приостанавливается из-за нехватки средств, и лишь вмешательство в 1904 году известного русского ученого Д.И. Менделеева, инспектировавшего Уральские заводы на предмет строительства мартенов, позволило начать строительство мартеновского цеха. А в 1906 году завод выдал первую сталь.
Завод не изменил своему профилю и в первые годы Советской власти и в годы Великой Отечественной войны. Во время войны на базе слесарно-механического цеха было освоено производство снарядов для фронта.
В 1916 году с Миланской фирмой «Milletti – yeretti» руководство Гороблагодатского горного округа заключило контракт по строительству воздушно-канатной дороги для доставки руды с рудника горы Благодать на Кушвинский завод. Осуществление проекта затянулось на 15 лет, тем не менее, в 1931 году дорога вступила в строй. (рис )Канатная дорога просуществовала более 50 лет и в 1983 году была демонтирована. Это событие связано со следующей страничкой в истории Кушвинского металлургического завода.
В 1964 году было принято решение об изменении профиля существующего завода. Из металлургического он реконструировался в завод прокатных валков. В то время в Советском союзе таких заводов было всего 3: на Украине, в Казахстане и в РСФСР. Дирекция завода совместно с городскими властями принимают решение о создании на территории бывшего металлургического завода музейного комплекса под открытым небом. Старые здания доменного, механического, слесарного цехов и электростанции приобрели новых хозяев и вторую жизнь.
Здесь разместились спортивный комплекс КЗПВ, заводской и подростковый клубы, а домны и металлические конструкции цехов и канатной дороги остались музейными памятниками того далекого времени.