Кушвинский завод прокатных валков попал в кризисную ловушку
Без модернизации техники он не нужен рынку, но на завершение этого мероприятия не хватает средств
Один французский бизнесмен утверждал, что существует три верных способа развалить предприятие: споить руководителя, увлечь его женщиной или игрой в рулетку и - начать реконструкцию. На Кушвинском заводе прокатных валков (КЗПВ) реконструкция длилась 4 года, с 2004-го по 2008-й. Тем не менее предприятие выжило, даже несмотря на кризис. Но говорить о нормальном существовании пока рано. А вот обсудить роль, которую сыграли предкризисные перипетии в заводской жизни, сейчас самое время. Собеседником «МК-Урал» стал председатель Совета Директоров ОАО «КЗПВ» - Радий Гималетдинов.
- Радий Халимович, реконструкция завода началась еще в 2004 году. Успело ли предприятие получить хоть какую-то пользу от данной процедуры?
- Если говорить откровенно, то это весьма болезненный вопрос. Мы вложили очень много денег в данное мероприятие, но когда все работы уже подходили к концу, грянул кризис. КЗПВ оказался у разбитого корыта. Новое оборудование еще не смонтировано до конца, поэтому работать на нем невозможно. Старое не позволяет создавать конкурентоспособную продукцию. А резкое снижение объемов производства и поступлений доходной части не позволяет ни завершить реконструкцию, ни нормально осуществлять производство. Банки тоже такому клиенту, как КЗПВ, не слишком рады: они отказываются нас кредитовать, что не приближает реконструкцию к логическому финалу.
- Сейчас банкиры, напротив, говорят о смягчении условий кредитной политики и более лояльно настроены по отношению к бизнесу, чем еще полгода назад.
- В общем ситуация действительно выровнялась, но если говорить о частностях, то реакция кредитного учреждения на обращение того или иного предприятия зависит от его платежеспособности. Если у компании есть долги (а они есть у большинства), прежде чем идти в банк, нужно как-то решить этот вопрос. При этом мы все понимаем, что сейчас не советское время, долги никто не спишет и не забудет про них. Более того, не будет даже рассрочек по взятым на себя обязательствам.
- Тогда уж давайте вспомним и о той поддержке, которую оказывают российской промышленности федеральные власти.
- Эта мера адресована крупным холдингам. Такие заводы, как КЗПВ, оставлены на произвол судьбы. Может быть, это своеобразный селекционный отбор, и выживут лишь сильнейшие. На мой взгляд, скоро старое, неэффективное производство исчезнет, вытесненное с рынка более современным и технически совершенным. И уже этим предприятиям государство будет помогать.
Нам еще далеко до настоящей поддержки, такой, какую оказывают своим бизнесменам, например, власти Турции. Пока в России боролись с кризисом, там построили современные металлургические предприятия. Местным банкам просто запретили использовать на биржевую деятельность более половины кредитных портфелей. В результате они давали бизнесу кредиты на нормальных условиях. А благодаря тому, что в мире бушевал кризис, приобрести хорошее оборудование или построить здание можно было по очень привлекательным ценам.
- Как пессимистично вы настроены. Но ведь практически все реконструкционные работы на КЗПВ завершены. Чего не хватает для преодоления финишной прямой? Так ли много для этого нужно?
- Отвечу вопросом на вопрос. Вот идет человек с тяжелым грузом на плечах. Дорога скользкая, неосторожный шаг, и он падает. Что ему нужно, чтобы подняться с колен и продолжить путь?
- Кто должен подать ему руку?
- Нет, нужно снять хотя бы часть груза, и тогда он сможет подняться сам. Мы старались превратить завод в эффективное производство, и в итоге распластались под грузом реконструкционных затрат. Сумеем ли подняться - не известно.
- На мой взгляд, вам грех жаловаться: продукция завода пользуется большим спросом у зарубежных предприятий. Разве экспортный поток не обеспечивает прибыль?
- Да, наши изделия отправляются во многие страны. Проще назвать тех, с кем мы не работаем. Это Австралия, Япония и Китай. В остальные регионы у нас налажены поставки. Северная и Южная Америка, Европа, Африка, Индия, Индонезия, Ближний и Дальний Восток - Кушвинский завод знают везде. Но пока больших прибылей нам эта известность не приносит, поскольку кризис больно ударил по нашим основным потребителям - металлургам и строителям. У них до сих пор очень тяжелая ситуация, так что наша продукция в настоящий момент им просто не нужна. Именно по этой причине нам пришлось на несколько месяцев останавливать производство в конце 2008 года.
- То есть завод работает только по предварительным заказам?
- Производить «на склад» в нашем случае глупо и разорительно. В мире нет двух одинаковых станов, и предсказать, на какой из них потребуется продукция в ближайшее время, невозможно. Так что этот вариант - работа в пустоту, которая не принесет прибыли, а затраты будут серьезные. Это путь к разорению.
МК Урал